Ликвидация

Сериал «Ликвидация»: Из Жукова сделали «адивота»

472 просмотров

 

Сериал «Ликвидация» на канале «Россия» уже успел вырваться на первое место в рейтингах (показанная в воскресенье премьерная серия — на первом месте среди всех программ прошлой недели).

Напомним: 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка — о борьбе с бандитскими группировками в послевоенной Одессе. Мы нашли зрителей, которые помнят те времена (на Украине, кстати, кино уже показали целиком), и коренные жители самого веселого города планеты отыскали кучу неточностей.

В Одессе так не говорили!

Ликвидация— Я начал смотреть «Ликвидацию» после того, как узнал, что москвичи там якобы говорят по-одесски, — рассказывает писатель, автор «Большого полутолкового словаря одесского языка» Валерий Смирнов.

— Увидев одну часть, понял: фильм сняли не для одесситов, а для россиян, которые элементарно не в курсе, как на самом деле звучала тогдашняя речь! Актеры просто попытались воспроизвести местный акцент, и, конечно, он у них не вышел. Но больше возмутило другое.

Всю дорогу герои «шокали», особенно Гоцман Машкова! Да никогда так не говорили одесситы, тем более евреи! Это «холоймыс» (то есть чепуха. — Прим. ред.)! Артикулировали мягко: «що» или «щчо».

Выражения «Иди — кидайся головой в навоз», что в переводе на русский язык означало: «Тебе пора возвращаться оттуда, откуда ты родом, ибо таким, как ты, в этом городе делать нечего», после войны не существовало. Эти слова считались очень оскорбительными и были придуманы в середине 60-х.

Очень заметно, что у авторов сценария весьма ограниченный запас «одессизмов»: синонимов они не знают. Сплошь и рядом в фильме звучало «мишигине» (дебил). А в городе употребляли еще «адивот» или смачное «адя». И лично я весьма сомневаюсь, что Жуков выражался: «тухис» (задница), а тем более: «У нас не тухис на голове». Ну и где он мог такое услышать? Он, ходивший с охраной, вращавшийся совершенно в иных кругах? Это грубое выражение с улицы.

Резануло слух и то, что соседи Гоцмана, причем старше его, называют начальника по имени-отчеству. В одном дворе всегда обращались на «вы», но все же не по отчеству.

— Прожив много лет в сердце Молдаванки, — объясняет бывшая научная сотрудница Историко-краеведческого музея Майя Молодецкая, — могу с уверенностью заявить, что таких типажей среди одесситов никогда не водилось. Да и Жукова высмеяли: слишком утрирована речь. Такое ощущение, что у режиссера не нашлось консультанта. Одессу и одесситов просто оскорбили!

Никакого асфальта и веселенького белья

— А где съемочная группа высмотрела такие одесские дворы? — продолжает удивляться Валерий Смирнов. — Да, они были бедные, но по крайней мере ухоженные, в некоторых разводили цветочки. В сериале Одесса вообще изображена очень запущенной. Никто не потрудился сходить в центр города, как будто он вообще не существует. Сняли одни самые жуткие задворки.

Кстати, у каждого двора имелись ворота, которые закрывались в десять вечера лично дворником, и только он имел ключи. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить к нему. Зато в сериале все свободно возвращаются в любое время суток!

И дворы, и тротуары выкладывали итальянскими плитами. Никакого асфальта, попавшего в кадр!

Так называемый барбут — место, где играют в карты, — изобразили страшным притоном. А ведь он находился в респектабельном районе, там собирались богатые хлопцы, на углу Дерибасовской и Екатерининской. И резались не в покер, а в очко, преферанс. Из сериала складывается впечатление, будто вся Одесса после войны лежала в руинах.

— Не держали тогда постельного белья с рисунком, только белое, одноцветное, — отмечает работавшая после войны прачкой Ольга Лазурникова. — И цветастые обои появились позднее, а тогда на стенах был слегка накатан рисунок. Водосточные трубы по-другому выглядели.

Откуда взялись леса?

— Если принять всерьез историческую сторону сериала, то это настоящее безумие, — считает историк-краевед Олег Губарь. — Многие моменты ошибочны. Не существовало никаких «лесных братьев», с которыми состояли в сговоре бандиты Чекан и Академик. Потому не могли они организовать восстание в Одессе. И вообще, откуда леса под Одессой, на юге Украины?

— В теперешних сериалах о советском времени многое содрано с американских боевиков, — констатирует Валерий Смирнов. — Манера ходить с двумя пистолетами присуща американским полицейским, но ее не было у советских оперов. В «Ликвидации» у героев карманы вообще буквально набиты револьверами и ножами. Гоцмана изобразили не начальником УГРО, имеющим, по сути, кабинетную должность, а каким-то шерифом.

Фима не партизанил в катакомбах?

Из реплик Фимы Полужида вырисовывается такая его военная биография. Работал он щипачом, пока его Гоцман не изловил и примерно не наказал. И встал тогда Фима на путь исправления. А тут война… Все четыре года, пока Одесса была оккупирована, он партизанил в катакомбах. Но такого быть не могло!

Практически все подполье, оставленное в 1941 году в Одессе, за несколько месяцев было уничтожено румынами и немцами. Потом, уже в 1943-м, в катакомбах стали появляться советские диверсионные отряды, заброшенные из-за линии фронта для работы в тылу врага.

Да и просто пересидеть военное время в Одессе Фиме было бы практически невозможно, даже если он не 100-процентный еврей, а наполовину (о чем свидетельствует кличка). Почти все еврейское население города, не успевшее эвакуироваться, было уничтожено — около 200 тысяч человек.